База знаний

44‑ФЗ простым языком. Часто задаваемые вопросы.

44-ФЗ
Если вы только начинаете путь в сфере закупок, вам стоит обратить внимание на тендеры согласно 44-ФЗ. Данный закон дает детальное представление о правилах участия для поставщиков и регламентирует все стадии процесса закупки. Впрочем, язык, на котором написан 44-ФЗ, довольно сложен с юридической точки зрения. Мы упростили его и в данной статье мы обсудим ключевые принципы государственных закупок.

Кто может участвовать в госзакупках?

Что касается участников закупок согласно 44-ФЗ, здесь мы имеем дело со следующими сторонами.

  1. С одной стороны, заказчик - это государственное или муниципальное бюджетные учреждения, примером которых могут служить детский сад, школа или больница.
  2. С другой стороны - поставщик. Этот термин подразумевает любого юридического или физического лица (включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых), которое обладает следующими характеристиками: отсутствие задолженности перед налоговой службой, не имеет привлечения к уголовной ответственности, не связаны перекрестными связями с заказчиком, относятся не к офшорским компаниям и не является иностранным агентом; также они не находятся в Реестре недобросовестных поставщиков (РНП). Такое требование может быть предъявлено со стороны заказчика. Правило позволяет минимум 25% всех закупок проводить среди представителей малого бизнеса (СМП) и социально-ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО).

Как происходит электронный аукцион?

Где можно участвовать?

Электронные торговые площадки на которых проходят госзакупки. Всего федеральных ЭТП восемь:

  1. Сбербанк-АСТ
  2. РТС-Тендер
  3. АГЗ РТ
  4. ЕЭТП
  5. ЭТП Фабрикант
  6. Российский аукционный дом
  7. ЭТП ГПБ
  8. ТЭК-Торг

Важные определения

Какие документы необходимы для аккредитации?

Для участия в электронных торгах, претендент должен пройти аккредитацию на соответствующей Электронной Торговой Площадке (ЭТП), на которой проходит аукцион. В процессе аккредитации участник передает оператору ЭТП набор документов и предоставляет информацию о себе. Каждая торговая площадка может потребовать дополнительные документы в зависимости от конкретного случая. Когда все документы собраны и отправлены на площадку, ваша заявка будет проверена и утверждены, если все оформлено правильно.

Как проходит торговая сессия?

Только участники, допущенные к аукциону, могут принять в нем участие. Проведение аукциона организовано на первый рабочий день, который следует через два дня после оценки первых составных частей заявок. Время начала торгов определяет оператор ЭТП исходя из временной зоны заказчика.

Правила торговой сессии:

Во время аукциона участники методом шагов снижают ставку от 0,5 до 5 процентов от исходной максимальной цены контракта или текущего минимального предложения других участников (но шаг не может быть менее 100 рублей). При закупке запасных частей для оборудования, образовательных услуг, страховых услуг и прочих в соответствии с пунктом 2 статьи 42 - полная базисная цена подлежит снижению.

Участник может привнести предложение по изменению цены независимо от "шага" самого аукциона при соблюдении следующих условий:

  • Первое понижение цены должно быть только в рамках "шага"
  • Вторые и последующие предложения либо пересматривают текущий минимум, которое в пределах шага, либо находятся между текущим минимумом и начальным максимальным предложением.
  • Участник не может подать предложение равное или больше его последней ставки.
  • Предложения с нулевой суммой не принимаются.
  • Не допускается повторное понижение своего же текущего прежде всего зафиксированного предложением участника.

Обязательно отражается на электронной торговой площадке:

  • Поступившие ценовые заявки от участников
  • Время поступления каждого из них
  • Запуск обратного отчета времени в 10 минут после каждого уменьшения ставок.

Если после последней подачи заявки на течении 10 минут цена дальше не снижается - аукцион завершается автоматически.

Дополнительные 10 минут

Через 10 минут после завершения аукциона любой его член вправе выразить желание изменить цену контракта, при этом она не должна быть ниже перебежания основных правил подачи ценовых заявок:

Оператор ЭТП обеспечивает защиту информации о потенциальных покупателях и отклоняет предложения в цены контрактов, если они противоречат требованиям закона. Если два участника подали одинаковые предложения по цене, преимуществом обладает тот, кто сделал ставку раньше.

Аукционный протокол

Протокол по итогам электронного аукциона размещается на ЭТП в течение 30 минут после окончания аукциона. В нем указывают:

  • адрес ЭТП
  • время начала и окончания аукциона
  • НМЦ контракта и все финальные предложения участников ранжированными по степени снижения ставки
  • ID номера заявок

Что происходит после заключения контракта?

Антидемпинговые меры

Антидемпинговые меры в контексте 44-ФЗ — это набор правил, предотвращающих "слишком низкие" ставки поставщиков в процессе аукциона. В основном, эти меры направлены на то, чтобы ставка не была настолько низкой, что станет неприемлемой или несостоятельной для исполнения контракта.

Рассмотрим это более подробно: когда государственное учреждение объявляет аукцион на закупку товаров или услуг, проводит тендер (это все регулируется 44-ФЗ), разные компании предлагают свои цены. Таким образом, они конкурируют друг с другом для выигрыша в этом торговле. Они хотят предложить самую привлекательную цену (часто самую низкую), чтобы получить контракт.

Однако есть определённый риск - если компания предложит слишком низкую цену, она может столкнуться со сложностями при выполнении своих обязательств из-за нехватки средств. Это приведет к задержке выполнения работ или же даже не выполнит их вовсе, что нанесет ущерб заказчику.

Антидемпинговые меры предотвращают этот риск. Они устанавливают минимальную стоимость контракта (иначе говоря, порог) и запрещают компаниям делать ставки ниже этого минимума. Это помогает обеспечить, что победитель тендера сможет фактически выполнить работу или поставить товары по обозначенной цене.

Это всего лишь "фильтр", который ограждает от отрицательных последствий чрезмерного конкурентного давления.

Можно ли изменить или отозвать заявку?

Исполнитель имеет право отмену своего предложения в ходе конкурса, аукциона, запроса предложений или запроса котировок. Важно учесть, что отзыв заявки возможен исключительно до окончания установленного периода для подачи заявок.

Когда вернут обеспечение заявки?

Возврат гарантийного обеспечения заявки осуществляется по следующему регламенту: для бумажных процедур - в течение пяти рабочих дней, для электронных закупок - на протяжении одного рабочего дня после наступления определенной ситуации из представленного ниже списка.

Случаи, когда происходит возврат средств:

1. Завершение закупочного процесса. Всем участникам, исключая победителя аукциона, будут возвращены средства. Победитель получит обеспечение заявки после подписания договора.
2. Отмена организатором закупки.
3. Отказ от участия со стороны участника до истечения срока подачи заявок.
4. Запоздалое подача заявки от поставщика или его несоответствие указанным требованиям (гарантийное обеспечение в таких случаях не возмещается).
5. Отклонение заказчиком предложения о заключении контракта с победившим конкурсантом по причине отсутствия регистрации максимальной цены на предложенное лекарство или если цена победителя превышает установленную максимальную цену (согластно пунктами 9 и 10 статьи 31-ФЗ)
6. Отказ Федеральной антимонопольной службы одобрить заключение контракта с единственным поставщиком.

Когда не вернут обеспечение заявки?

Участник закупочной процедуры может не иметь возможности возврата средств, если:

1. В случае выигрыша в конкурсе или аукционе, но при уклонении от исполнения контракта.
2. В электронном конкурсе или аукционе за один квартал три его заявки (вторые части), отправленные с одной ЭТП, не соответствуют требованиям заказчика. Тогда обеспечение третьей заявки переведут в бюджет. Это решение поставщик может обжаловать.

Если заказчик или оператор ЭТП не выполнили своевременный возврат гарантийного обеспечения, поставщик имеет право требовать уплаты пени за каждый день просрочки - это 1/300 от ставки рефинансирования Центрального банка от суммы, которую не вернули в установленный срок.

Банковская гарантия

Банковская гарантия представляет собой обязательство банка возместить заказчику убытки до установленной банком суммы, если исполнитель не выполнит свои обязательства по контракту.
Поможем получить обеспечение по государственному контракту за 1 день и полностью онлайн. Работаем только с аккредитованными банками. А личный менеджер будет сопровождать вас на всех этапах оформления продукта - от подачи заявки до подписания документов. Выберите выгодную гарантию и получите ее онлайн.
Обязательная информация:

1. Указанная сумма в гарантии представляет собой расходы, которые понесет банк, если поставщик не обязуется выполнить контракт или не соблюдает его термины.
2. Банковская гарантия подразумевает точное исполнение обязательств, таких как предоставление указанных товаров или выполнение заданных работ.
3. Банк имеет обязательство компенсировать клиенту штраф в размере 0,1% от всей суммы гарантии за каждый день задержки.
4. Подтверждением исполнения ба́нком своих обязательств является акт перечисления денежных ресурсов на клиентский счет.
5. Срок действия финансового инструмента - ба́нковской гарантии должен продолжаться не менее месяца после истечения контракта.
6. В случае нарушений поставщиком его контрактуальных обязательств, денежная компенсация будет осуществлена для заказчика со стороны ба́нка, а не самого нарушителя.
7. Клиентское предложение о выплате штрафа составлено вместе со списком требуемых для этого документов и отправлено в банковское учреждение.

Конкурсная документация

1. Вместе с уведомлением заказчик размещает конкурсную документацию и обязательный проект контракта, применимый к полной закупке или каждому из ее лотов.
2. Электронная копия документации бесплатно и доступна для всех участников в Системе ЕИС.
3. До момента публикации, заказчик не имеет права отправлять контестные документы ни одному из потенциальных участников.
4. Правительство может определить требования к содержанию и созданию стандартной конкурсной документации.
5. Если для объекта закупки существует стандартный набор конкурсной документации, обязанностью заказчика является его использование.
6. Заказчик может воспользоваться услугами специализированной организации для разработки контестного материала, заключив предварительно соответствующий контракт.
7. Конкурсная документация, помимо информации приведенной в уведомлении, также содержит:
- Описание объекта закупки и условий по контракту
- Обоснование НМЦ и выбранную валюту для контракта
- Требования к составу и содержанию заявления; включая указания о том, как поставщик должен составить свое предложение
- Инструкции по оформлению заявки
- Разрешение на возможные изменения условий контракта за счет правил
- Возможность заключить контракты на научно-исследовательские работы с несколькими участниками открытого конкурса.
8. Заявление также должно содержать нормы и сроки отзыва заявок, условия возврата закупок после окончания периода подачи и процедуры корректировки данных заявлений.
9. Правила для подачи запросов на просьбу об уточнении и соответствующие даты.
10. Критерии оценки, значимые размеры критерия и процесс рассмотрения и разбора заявок.
11. Определено обеспечение выполнения контракта, включая условия банковской гарантии - в частности с таймингом ее действия.
12. Сведения о работниках службы по работе с контрактами ответственных за его заключение.
13. Установленная продолжительность времени, в течении которого победитель открытого конкура должен подписать контракт; параметры для определения, что победитель открытого конкура или участник уклоняется от подписания контракта.
14. Данные о возможности одностороннего расторжения контракта.

Изменение документации

1. Заказчик имеет право вносить изменения в конкурсную документацию, однако эти изменения должны быть сделаны не позднее, чем за пять дней до истечения срока подачи заявок.
2. Изменение характеристик объекта закупки или суммы гарантии предложения не допускается.
3. После внесения любых изменений, заказчик обязуется разместить их на ЕИС в течение одного рабочего дня.
4. Кроме того, у заказчика есть двое рабочих дней для отправления последующих информационных сообщений всем участникам через электронную или бумажную почту. Это относится к тем участникам, которые ранее были предоставлены соответствующей документацией.
5. Должен оставаться период времени не менее 10-ти дней между моментом изменения конкурсной документации и крайний срок подачи заявок.
6. Если этот период времени оказывается короче 10-ти дней – заказчик обязуется продлить время приёма заявок от потенциальных поставщиков.

7. Если изменяли конкурсные условия только в отношении одного лота, то время для подачи заявок продлевается только для этого конкретного лота.

Запрос на разъяснения

Все претенденты имеют возможность направить заказчику письменный запрос об уточнении конкурсных документов, при условии, что до окончательного срока подачи предложений остается не менее пяти дней. Обязанностью заказчика является предоставление ответа на запрос в течение двух рабочих дней с момента его получения, ответ может быть выслан как обычной, так и электронной почтой. Дополнительный рабочий день отводится для размещения данных уточнений на Электронной информационно-справочной системе (ЕИС).

При этом важными являются условия конфиденциальности (не указывать автора запроса) и сохранение первоначального значения конкурсных условий (данные разъяснения не могут коренным образом изменять суть изначально представленной конкурсной документации).

Как рассматривают первые части заявок?

Комиссия по рассмотрению аукционных предложений проводит оценку первой части заявок на предмет их соответствия всем установленным критериям в определенные сроки: процесс длится не больше 7 дней со дня, когда окончательно приняты заявки для аукционов стоимостью более 3 миллионов рублей; в случае аукциона с ценой менее 3 миллионов рублей процесс продолжается не дольше одного рабочего дня после окончания приема заявок.

После проверки каждый участник либо получает доступ к участию в аукционе, либо отказывают в доступе. Отказ может быть обусловлен только следующими причинами: не полное представление информации или подача неверной информации; некорректное указание характеристик товара или отсутствие определенного соглашения.

Окончательные результаты проверки комиссия зафиксировывает в форме протокола, который должны подписать все ее члены. Протокол содержит следующую информацию: идентификационные номера заявок; данные о том, были ли допущены участники к закупке или им было отказано (с указанием причин и частей документации, которым не совпадает заявка); информацию о стране производителя товара, если в закупке применяется предпочтительный национальный режим.

Протокол передается заказчиком оператору ЭТП и публикуется в ЕИС не позднее окончания периода оценки предложений. В течение часа после получения протокола оператор ЭТП направляет каждому участнику уведомление о решении комиссии - его предложение было одобрено для участия в аукционе либо нет. Если был выдан отказ, то сообщение содержит соответствующие разъяснения и ссылки на конкретные разделы документации, которые нарушает заявка.

Если по результатам проверки первых составных частей никто из участников не получил одобрения для участия в аукционе или был одобрен только один заявитель - такой аукцион признается недействительным.

Как рассматривают вторые части заявок?

После окончания аукциона оператор ЭТП доводит до заказчика вторые части заявок, которые комиссия подвергает проверке на соответствие установленным требованиям. Комиссия внимательно рассмотривает вторые части заявок участников, после принимается решение о соответствии или несоответствии представленной заявки.

Заявку можно отклонить лишь при следующих условиях:

  • Участник не отвечает требованиям, запрошенными в документации,
  • Изложена недостаточная или ненадежная информация или предоставлены такие же ненадежные документы согласно пункту 11 статьи 24.1,
  • Не выполнены просьбы, обусловленные условиями приоритетного национального использования.
  • Никакие другие основания для отказа в приеме заявки не предусмотрены.

Недопустимо отклонять заявку в ситуации, когда поставщик не предоставил документы:

  • Касательно причастности к организациям инвалидов или пенитенциарной системе.
  • О происхождении товара из России или других государств-членов ЕАЭС. В таком случае, товар будет классифицирован как иностранный. Важно учитывать: если в закупках установлен запрет на иностранный товар, то представление таких документов является обязательным, иначе подаваемая заявка может быть отклонена.